12 июля объявлено Днем траура в связи с катастрофой теплохода «Булгария». Судно, совершавшее 2-дневный круиз из Казани в Болгар и обратно, затонуло накануне на Куйбышевском водохранилище.

По данным МЧС, на его борту находились 208 человек. О существовании 25-ти из них спасатели узнали только во время операции – на борт они проникли без билета и, соответственно, нигде не были зарегистрированы. 80 человек злополучного рейса удалось спасти, девять из них госпитализировано. На настоящий момент со дна подняты тела 48 погибших.

Как позже было установлено, около 13:30 при маневре и выходе на главный судовой ход, теплоход сильно накренился на правый борт. При этом произошло затопление палуб и внутренних помещений. Через три минуты судно полностью затонуло на глубине около 20 метров, примерно в трех километрах от правого берега Волги.

Шлюпки на воду спустить не успели, впрочем на всех всё равно не хватило бы: спасательные плоты и шлюпки на теплоходе были рассчитаны на 156 человек. Надувные плоты и спасательные жилеты пошли в ход, последних на борту имелось 177 спасательных жилетов, в том числе детские.

На шедший следом теплоход «Арабелла» были приняты 76 спасенных (53 пассажира и 23 члена команды), которые были доставлены в Казань. Еще три человека были спасены другими судами и силами МЧС, несколько человек, как считают, самостоятельно добрались до берега.

По мнению специалистов, одной из причин столь быстрого затопления стали открытые нижние иллюминаторы, через которые в судно попала вода. Иллюминаторы были открыты из-за отсутствия кондиционеров.

Между тем установлено, что теплоход вышел из Казани с неисправным двигателем и креном на правый борт. Хотя ранее представители судовладельца сообщили, что оно было исправно, как заявили в Генпрокуратуре, последний капитальный ремонт на теплоходе был проведен 30 лет назад, а первоначальная проверка выявила, что «в ходе рейса “Булгарии” было допущено множество нарушений»: «Теплоход прослужил 56 лет. Капремонт на нем был проведен 30 лет назад – в 1980 году. Лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Имелась неисправность левого двигателя, допущена перегрузка судна», — отметила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

«В настоящее время проверяется деятельность сразу нескольких компаний: собственника теплохода (“Камское речное пароходство”), арендатора (“Бриз”) и субарендатора (“АргоРечТур”), а также Российского речного регистра (подведомственного Росморречфлоту) и его филиалов по выдаче свидетельств о готовности судна к эксплуатации», — сообщили в надзорном ведомстве.

То, что прогулочный теплоход «Булгария» не имел лицензии на перевозку пассажиров, подтвердил Приволжской транспортный прокурор Сергей Белов на заседании оперативного штаба ЧС. Президент РФ Дмитрий Медведевпоручил создать госкомиссию для выяснения обстоятельств трагедии теплохода. Ее возглавит глава Минтранса Игорь Левитин, передает телеканал «Россия-24».

МЧС организует работу по подъему затонувшего теплохода со дна Волги. Как заявил в ходе селекторного совещания глава ведомства Сергей Шойгу, из Волгограда к месту трагедии прибудут два спецкрана. При этом решено не останавливать поисково-спасательные работы. После того, как судно поднимут, его отбуксируют на мель. Поднимать с 20-метровой глубины затонувший теплоход будут специалисты санкт-петербургского НИИ, которое разрабатывало методику поднятия атомной подлодки «Курск». Пока же водолазы обследовали лишь треть внутренних помещений теплохода.