производители сварочного оборудования сварог

rol-cjerkvi-v-zhizni-i-istorii-polshi

Сразу несколько городов в южной части Польши величают себя титулом «Новый Иерусалим». В каждом из них есть Голгофа и Елеонская гора, река Кедрон, дом Пилата и дворец Ирода. В Кальварии?Зебжидовской пасхальные Страсти Господни разыгрываются так реалистично, что ощущаешь себя живым свидетелем событий, описанных в Священном писании. Подобное же действо происходит с 13 по 15 августа, когда представляются Успение и Вознесение Богородицы. Тогда тысячи верующих направляются в Вамбежице в Клодзкой земле, к горе Св. Анны в Верхней Силезии и в Кальварию?Пацлавску в Лесистых Бескидах. Важнейший храм, посвящённый Деве Марии, – это Ясна Гора в Ченстохове с образом Чёрной Мадонны.

Богородицу в Польше, бесспорно, почитают больше всех святых. На её фоне меркнет даже ореол святых Войцеха и Станислава. Войцех (Адальберт) считается святым заступником страны. По поручению императора Отто III он направился в страны Балтии, чтобы обратить в христианство пруссов. Один из языческих жрецов убил его и насадил голову на кол. Поляки считают его первым мучеником в своей истории. Болеслав I выкупил бренные останки миссионера и в 997 году велел захоронить их в Гнезно. Первое испытание на прочность польская церковь выдержала в 1079 году, когда епископ Кракова Станислав осмелился публично критиковать короля. Болеслав II Смелый, недолго думая, собственноручно убил неугодного епископа. И у поляков появился ещё один мученик – на сей раз даже сумевший кое-чего добиться. После вмешательства Папы Римского король вынужден был покинуть страну, а епископ обрёл славу заступника нравственных устоев. На авторитет св. Станислава до сих пор ссылается католическая церковь всякий раз, когда призывает мирскую власть к благоразумию.

Когда в XII и XIII вв. Польша была раздроблена на множество враждующих между собой княжеств, церковь оказалась единственной объединяющей силой. В 1655 году Польшу поразило «шведское нашествие», но Ченстохова осталась одним из немногих мест, не попавшим в руки врагам. Эта победа была приписана Чёрной Мадонне, которую монастырь тут же объявил национальной святыней. В годы потери независимости (1795–1918 гг.) церковь была единственным институтом, который гарантировал сплочённость поляков как нации.

Во время Второй мировой войны церковь была важным проводником идеи национального сопротивления. Хрестоматийным примером множества жертв нацизма из церковных кругов стал канонизированный в 1982 году патер Максимилиан Колбе, который в 1941 году был убит в Освенциме. Поначалу коммунистическая верхушка пыталась драконовскими методами снизить влияние церкви. Однако с середины 1950?х годов дело пошло к либерализации – из-за сильного сопротивления «снизу» и страха перед народным восстанием. Хотя деятельность церкви по-прежнему ограничивалась и контролировалась, но избрание Кароля Войтылы в 1978 году Папой Римским и его визиты на родину ещё при власти коммунистов невероятно укрепили польскую церковь и привлекли к ней внимание мировой общественности. С самого начала церковь поддерживала основанное в 1980 году движение «Солидарность» и играла ведущую роль в событиях польской перестройки. Её влияние и до сегодняшних дней нерушимо, 95 % поляков – католики, и не мыслят свою жизнь без церкви.