Воздушные риски израильского направления Меры безопасности в Израиле стали в последнее время чуть ли не религией. Попасть в самолет израильского перевозчика без утомительного допро­са перед регистрацией просто невозможно. Аналогичная процедура ожидает в Тель – Авиве пассажиров, прибывших рейсами других, не израильских авиакомпаний. Хотя служба авиационной безопасности «Шин Бет» может устроить «шмон» и прибывшим рейсами компаний «Эль Аль», «Аркия» и «Исрэйр», если шинбетовцам что-то не понравится

Конечно, меры безопасности необходимы, но многие экспер­ты в последнее время все более раздражительно комментируют очередные инициативы Израи­ля в этой сфере. Последней ка­плей стала инициатива введения Израилем идентификационной системы Code Positive, которой должны будут пользоваться все самолеты, приближающиеся к аэропорту Бен-Гурион. Целью внедрения данной системы опознания является предотвра­щение захода в израильское воз­душное пространство самолета, похищенного террористами. По новой процедуре пилоты всех пассажирских рейсов, направ­ляющихся в Израиль, должны будут пользоваться специаль­ной смарт-картой, с помощью которой система активируется и передает подтверждение диспет­черам аэропорта «Бен-Гурион». Таким образом, диспетчеры получают подтверждение, что за штурвалом находится именно тот пилот, который был заявлен при вылете, а не террорист.

ужесточившиеся в последнее время требования к безопасности в израиле уже вызвали ряд скандалов с ес и россией. эти же меры могут ударить и по украине, омрачив, таким образом, ожидаемую отмену визового режима между нашими странами

В приницпе, в такой системе нет ничего нового: распознава­ние по принципу «свой — чу­жой», или, в английской версии, введение режима, когда рейсы в Тель-Авив будут выполнять только определенные, специ­ально выделенные (и соответ­ствующим образом оборудован­ные) борта. Кроме финансовых затрат по установке оборудо­вания, это несет перевозчикам и серьезные организационные неудобства.

Но есть в этом вопросе и еще одна проблема. Как и можно было предположить, система время от времени дает сбои. В экспериментальном режиме ее уже начали эксплуатировать пять авиакомпаний – Continental Airlines, Air Canada, Delta Airlines, U.S.Air и Ethiopian Airlines, но сра­зу же столкнулись с проблемами. Система в начале «не узнала» пилота Delta, и истребители ВВС ЦАХАЛа были подняты в воздух. Через неделю пилот Ethiopian Airlines «неправильно воспользо­вался» системой, и вновь истре­бители поднялись на перехват «террориста».

После серии обращений к главе израильского управления гражданской авиации Гиоре Рому, которые ни к чему не привели, авиационные власти Европейского Союза объявили о возможной отмене всех пас­сажирских рейсов в Израиль. Пока ситуация патовая — Из­раиль взял тайм-аут на изуче­ние проблемы, а ЕС пока не отменяет рейсы. Но, вероятнее всего, переоборудовать само­леты все-таки придется. В связи с отменой визового режима с Украиной, количество рейсов между странами увеличится. А следовательно, у «Аэросвита» и других перевозчиков, изъявив­ших желание летать в Израиль, расходы ощутимо увеличатся.

Следующая проблема — нали­чие израильских вооруженных охранников в украинских аэро­портах. Пока рейсы выполняют­ся из Киева и Одессы, проблем не возникает. Но, скорее всего, после либерализации отношений между нашими странами изра­ильтяне захотят более активного присутствия в украинских регио­нах. Аналогичная ситуация была в России. Пока рейсы выполнялись в Москву и Санкт-Петербург, воору­женную охрану терпели. Когда же израильтяне появились в регионах, начались проблемы, которые выли­лись в конфликты, а впоследствии и в запрет полетов из Израиля в Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи.

Аналогичные сценарии возмож­ны в Украине. Ведь нет никакой гарантии, что через месяц или год в Израиле не начнется очередная антитеррорестическая истерия и украинские аэропорты не обяжут закупать очередные суперсканеры или устанавливать специальные системы слежения за пассажирами. Зная нерасторопность украинских чиновников, вполне реальной может оказаться ситуация, когда деньги вовремя не найдутся, и изра­ильские чиновники от авиации за­блокируют полеты в Украину…

Friend or Foe, активно использует­ся военными, в том числе и из­раильскими, начиная с 60-х годов прошлого века. Но то, что хорошо для военных, не всегда подходит для гражданской сферы. Так, с тех­нической точки зрения установка идентификационной системы Code Positive предполагает перео­борудование как минимум 15 тыс. самолетов, которые выполняют по­леты в Израиль. Или, как вариант